Причины мирового терроризма
Никогда не забуду тот день. В понедельник утром я зашел на почту, — вспоминает Андре, белокожий уроженец Южно-Африканской Республики, живущий в Намибии. — Там было полно людей. Неподалеку от меня стояла какая-то сумка. Я забрал свою почту и уехал. Не прошло и трех минут, как раздался мощный взрыв. Оказалось, что в нескольких метрах от места, где я стоял, разорвалась бомба.
Я только забирал почту. Но этот обычный эпизод из жизни теперь связан для меня с огромным потрясением, ведь тогда от взрыва бомбы погибли ни в чем не повинные люди, в их числе и мои знакомые. Я содрогаюсь при упоминании об этом, хотя прошло уже более 25 лет. Иногда в памяти возникает увиденное на месте трагедии, и каждый раз меня охватывает ужас от мысли, что я был всего в шаге от смерти».
Всемирная проблема
Возможно, ничего подобного в вашей жизни не происходило. Но, как вы знаете, такие трагедии происходят по всему миру очень часто. Последние новости сегодняшнего дня. Все больше людей ради достижения своих целей прибегают к насильственным действиям, которые называют террористическими актами.
Вернемся к теракту, упомянутому вначале. Ответственность за него взяла на себя группировка, члены которой считали себя борцами свободы своего народа и пытались обрести независимость страны. Но почему для достижения своих целей люди устраивают теракты? Вот история Хафени.
Он родился в Замбии, его детство прошло в лагерях для беженцев в соседних странах. «Жестокое и несправедливое отношение к моим родным и другим людям вызывало у меня гнев», – рассказывает Хафени. Он присоединился к вооруженной группировке, к которой принадлежали его родители.
Вспоминая те времена, Хафени делится: «Мои самые горькие воспоминания связаны с жизнью в лагерях для беженцев. Дети оставались сами, без матерей, отцов, братьев и сестер. Все взрослые уходили воевать. Многие из них так и не вернулись. Я никогда не видел своего отца, даже на фотографии. Я знаю, что он погиб в бою. Это оставило глубокую рану в сердце моем».
Проблемы, подталкивающие людей к терактам, очень сложны. Но поняв их суть, вы поймете, что нужно для прекращения насилия.
Кто такие террористы?
Социолог Марк Юргенсмейер объясняет: «Человек называет или не называет акт насилия террористическим в зависимости от того, расценивает ли его как справедливый. Во многом употребление этого термина зависит от взгляда на мир: если считать, что мире царит мир, тогда насильственный акт воспринимается как террористический. Если же считать, что мир охвачен войной, то акт насилия становится вполне оправданным».
Часто слову «террорист» придают политическое содержание. Многие группировки называют себя борцами за свободу, а не террористами. По мнению американской исследовательницы Джессики Стерн, терроризму присущи следующие признаки: во-первых, акты насилия направлены против мирного населения, во-вторых, они должны посеять страх. Из этого можно сделать вывод, что вооруженные группировки, независимо от того, стоят ли за ними повстанцы, или правительство, часто используют тактику террора и насильственные методы.
Почему они прибегают к насилию?
Хосеба, живущий в Испании, рассказывает, почему он вступил в вооруженную группировку: «Просто не было сил терпеть жестокость и несправедливость. В нашем большом городе Бильбао полиция врывалась в квартиру, избивала людей и забирала их в тюрьму».
Дальше Хосеба делится: «Однажды утром меня арестовали за то, что я высказывал свое мнение о таких методах полиции. Меня охватила безумная ярость. Я хотел сделать хоть что-нибудь, если нужно, даже взять в руки оружие».
Угнетение и месть
Угнетение по расовому, религиозному или национальному признаку порождает гневный протест. К примеру, Хафени, упомянутый ранее, рассказал: «У нас отобрали землю. Даже животные защищают свою территорию, поэтому мы считали, что должны бороться за нашу землю и права». Один террорист-смертник сказал в обращении, опубликованном после его смерти: «Пока вы уничтожаете наш народ бомбами, газом, пока бьете и пытаете нас, мы не прекратим борьбу».
Религиозные мотивы
Часто люди совершают насилие не только из-за политического гнета или социальной несправедливости, но и из-за религиозных убеждений. Один известный политический деятель получил по факсу письмо от боевиков, в котором говорилось: «Мы не безумны и не стремимся к власти. Мы служим Богу, и поэтому нас ничто не остановит».
О религиозных причинах насилия Даниэль Бенджамин и Стивен Саймон в своей книге «Эра священного террора» написали: «В мире растет роль религии, и все больше сторонников традиционных религий и сект считает, что насилие — это способ доказать свою преданность Богу». Другой исследователь, Магнус Рансторп, подробно рассказав об «ужасных актах терроризма по всему миру», заключил: «Всех их (террористов) объединяет уверенность в том, что Бог не только одобряет их поступки, но и уполномочивает (совершать насилие)».
Однако следует отметить, что многие религиозные террористы придерживаются крайних взглядов, которые не согласуются с общепринятыми учениями и ценностями тех религий, от имени которых они выступают.
Насилие рождается в сердце
Над Хосебой, упомянутым ранее, во время ареста жестоко издевались. Он делится: «Брутальное поведение только убедило меня, что моя ненависть оправдана. Я считал, что ради перемен стоит даже умереть».
Нередко желание воевать разжигают главари группировок. «В лагерях беженцев,— рассказывает Хафени,— проводилось собрание, на котором нам говорили, что белокожие постоянно выискивают методы и средства угнетения чернокожих». К чему привела такая пропаганда?
Хафэни говорит: «Я чувствовал, как росла моя ненависть к белым. Я с подозрением относился к каждому из них. В конце концов я больше не мог сидеть сложа руки и решил, что бороться».
Какими ожесточенными ни были бы Хосеба и Хафени, они смогли избавиться от глубоко укоренившихся ненависти и предубеждения. Ведь главное быть человеком в любой ситуации.