У школьников очень серьезные образовательные потери, – омбудсмен

Несмотря на самоотверженные усилия учителей и помощь родителей своим детям, у украинских школьников очень серьезные образовательные потери.

Об этом идет речь в статье Офиса образовательного омбудсмена, которая освещает вопрос проблемы образовательных потерь учеников.

Омбудсмен отмечает, что в Украине на уровне государства отсутствуют устоявшиеся процедуры для исследования уровня образовательных потерь и их компенсации.

В то же время представители Сектора образования Всемирного банка отмечают, что из-за пандемии и войны образовательные потери в Украине могут составлять более одного года.

В частности, Всемирный банк в своем отраслевом обзоре «Освіта: наслідки війни в Україні» отмечает, что им приходится отказываться от масштабных инвестиций в физическую инфраструктуру Украины в пользу прямой поддержки процесса преподавания и обучения. Также во Всемирном банке советуют организовать школьное обучение где угодно, по примеру как это сделала Южная Корея в 1951 году.

Один из советов Всемирного банка – сосредоточиться на оценке потерь, поддержке и репетиторстве, чтобы обеспечить достижение минимального уровня знаний.

А на этапе восстановления Всемирный банк советует уделять приоритетное внимание возвращению, чтобы преодолеть пробелы в учебе, а части получателей образования может потребоваться адресное обучение. Ведь экономический рост Украины в среднесрочной перспективе потребует значительных инвестиций в человеческий капитал, причем непосредственным приоритетом должно стать восстановление системы предоставления высококачественного образования.

«То есть государство сегодня должно вкладывать в образование, компенсировать утраченные знания, чтобы через несколько лет иметь экономический рост, повышение ВВП страны и благосостояние украинских людей. К сожалению, на государственном уровне вопрос измерения и компенсации образовательных потерь пока не поднимается. Но родители, педагоги, образовательные управленцы и эксперты понимают, что образовательные потери необходимо компенсировать, и начинать это делать сейчас, не дожидаясь завершения войны», – отмечает омбудсмен.

Для решения проблемы в офисе образовательного омбудсмена советуют общинам или школам разрабатывать собственную стратегию (программу) измерения и компенсации образовательных потерь.

В частности, при работе над стратегией компенсации образовательных потерь и во время проведения такого обучения школам следует сотрудничать с родителями, чтобы понять их позицию и организовать качественный образовательный процесс.

«Школы, которые поделились с нами своим опытом, свидетельствуют об активном и постоянном вовлечении родителей в работу школы. Именно с родителями эти школы определили предметы, по которым будет проходить измерение и компенсационное обучение, определены дни и часы для проведения занятий», – отмечает Образовательный омбудсмен.

Кроме того, педагогам советуют создать карту опорных знаний по каждому предмету и классу. В карте могут быть указаны главные знания по каждому предмету за определенный класс (это та основа знаний, которой должен владеть ученик, и без них он не сможет учиться в следующем классе).

«Для того чтобы компенсировать образовательные потери, необходимо определить уровень опорных знаний у детей. К сожалению, пока в нашей стране образовательные измерения не разработаны и не производятся. Хотя за время войны возможно было разработать короткие образовательные измерения по владению опорными знаниями для каждого класса по каждому предмету и предоставить этот инструмент учебным заведениям и педагогам. Ведь в нашей стране достаточное количество научных и научно-методических учреждений как государственного, так и областного уровней», – подчеркивают в Офисе образовательного омбудсмена.